Елена Сидоркина о 300-летней истории и символах современных наличников
Говоря о наличниках, мы часто употребляем понятие «исчезающая натура». Причем сами того не осознавая, вкладываем в эти слова двоякий смысл: физическую утрату наличников и некий метафизический вопрос.
Наличники можно считать устоявшимся символом России. Тем более странным кажется тот факт, что до сих пор наличники не включены в число народных промыслов и не входят в список культурного наследия. Они существуют, их все видели, но в то же время они как бы и не существуют: нет отдельной темы в научной литературе по истории архитектуры и/или деревянного зодчества, нет систематизации, научного изучения и обобщения, понятие наличник отсутствует даже в большинстве словаре архитектурных терминов.
Тем не менее, попытки изучения наличников предпринимались еще во второй половине XIX века: владимирский крестьянин, издатель, археолог-любитель, краевед Иван Голышев в своей типографии и на свои средства выпустил несколько ценных изданий с рисунками, снимками, видами, в том числе «Альбом русских древностей Владимирской губернии», «Памятники старинной русской резьбы по дереву» и другие.
На волне поднявшегося интереса ко всему русскому выходивший в 1873-1880 гг. журнал «Мотивы русской архитектуры» публиковал проекты домов и хозяйственных построек, украшенных деревянной резьбой, но без выделения наличников как особого объекта. Выдающийся отечественный архитектор, реставратор и исследователь Суслов В.В. (1857-1921), подготовивший сборник «Исторический обзор древнего деревянного дела на Руси» с описанием образцов деревянного зодчества, не обошел своим вниманием и наличники, но тоже только в общем контексте. Его исследование впервые увидело свет в 2021 году. Нельзя не вспомнить и работы П.Д. Барановского (1892-1984), великого подвижника, архитектора-реставратора.
В XX веке, видимо, было не до наличников, и только в начале XXI века исследователь Иван Хафизов предпринял попытку создать виртуальный музей наличников, путешествуя по просторам нашей страны и фотографируя объекты деревянного зодчества, одновременно занимаясь их изучением и систематизацией. У него появились последователи; в России такими же, как он, энтузиастами создано несколько реальных и виртуальных музеев, некоторые не только собирают и изучают старинные образцы, но и пытаются воссоздать их, привлекая к работе и обучая резчиков. Своей же целью И. Хафизов считает популяризацию наличников, чтобы «они снова стали модными в хорошем смысле этого слова. Иначе эта традиция обречена на забвение, а наличники должны продолжать жить и сегодня, возможно, в новых формах».
История наличников
Большинство исследователей сходятся во мнении, что наличники появились в Нижегородской губернии. Сама домовая резьба пошла от мастеров-корабелов, которые с появлением металла при строительстве кораблей нашли себе новую нишу - украшение деревянных домов. Постепенно традиция украшения оконных наличников распространилась по всей России. Началом следует считать, видимо, XVII-XVIII века. В XVII веке на Руси окна в домах делали совсем маленькими, т.н. «волоковые окна», которые закрывались задвижкой (волоком). В середине XVII века появляется первый стекольный завод, однако он еще не производил листовое оконное стекло. Даже во дворце Алексея Михайловича использовалась слюда.
Первые образцы использования деревянной резьбы в храмах мы видим в церквях начиная с середины XVII века. До этого иконостасы представляли собой тябла (доски, которые могли быть обиты листовым металлом с чеканкой, такими же зачастую делались оклады икон). Можно отметить, что еще на Преображенской церкви в Кижах отсутствуют и наличники, и элементы резного декора.
По мнению исследователей, мотивы деревянной резьбы (первоначально в стиле глухой резьбы) пришли из Западной Европы через Белоруссию и Польшу (флемская резь). Одним из первых образцов строгановского барокко, отличавшегося богатым каменным декором, стал храм Смоленской иконы Божией Матери, построенный в 1680-1697 гг. в Нижнем Новгороде на средства солеторговцев Строгановых. Тут мы уже встретим четырехчастную форму каменного наличника (карниз, боковины, подоконник), разорванный фронтон, богато украшенные колонны боковин и резной декор подоконной части. Использовалась не Т-образная раскладка окон, а 6-10-частная, т.к. стекло оставалось вплоть до 2 половины XIX века чрезвычайно дорогим.
Развитие производства, экономическая целесообразность определили изменения в способах обработки дерева. В 1719 году Петром 1 был издан указ о пильных досках, запретивший колотые доски. До этого времени при обработке древесины из 1 бревна получалось 1-2 доски (бревно раскалывали, остальное стесывали), что было крайне неэффективным использованием леса. Пильные доски стали изготавливать на пильных мельницах. Подорожание леса и появление лобзика в XIX веке привело к уменьшению использования глухой резьбы (особенно в центральных областях) и более широкому распространению прорезной резьбы. Пропильные изделия были проще в изготовлении, можно было обойтись лучковой пилой, лобзиком (в XIX веке появились ножные лобзики), а не набором стамесок и др. инструментов, числом доходивших до 100 наименований.
Изготавливались наличники в деревнях и малых городах вплоть до начала XXI века. Один из наличников в коллекции, исполненный в традиционном стиле, датируется 1995 годом. Резьбой наличников мог заниматься мастер единолично, сделать комплект для себя, родственников или на заказ для односельчан; в таком случае он работал, как правило, в одном стиле. Из наиболее характерных и узнаваемых в регионе – так называемые вишняковские наличники деревни Емельяново Орехово-Зуевского городского округа, выполненные в середине XX века мастером П. И. Вишняковым.
Можно также выделить тип наличников, характерный для домов деревень Запутное и Заполицы того же Орехово-Зуевского городского округа. Могла работать артель, приглашенная хозяином дома, поскольку наличник в силу размеров и веса – не тот товар, который привозили на ярмарку или на рынок. Артель, как правило, выполняла заказы для домов купцов или богатых мещан. Такие изделия могли быть выполнены из более дорогих пород дерева (липа, сосна) и украшены богатой резьбой.
Кстати, для домов дореволюционной постройки характерны очень высокие наличники, до 2,5 м. Объясняется это, по-видимому, необходимостью обеспечения лучшего освещения в доме. С появлением «лампочки Ильича», а также строительством новых домов по утвержденным Сталиным в конце 1930-х годов типовым проектам с меньшей высотой потолков, и размеры наличников уменьшились до 1.6-1.8 м.
Классификация и символика наличников
Определенные стилистические различия в орнаментах можно проследить в различных регионах страны. Достаточно узнаваемы ярославские, ростовские, кимрские, костромские, брянские, тверские наличники. Но все же говорить о строгой территориальной классификации нельзя. Местные особенности складывались исходя из опыта мастера (артели резчиков), работ предшественников, увиденного в городе, перенесения каменного декора в переработанном виде на дерево. Кроме того, начиная с последней трети XIX века и вплоть до революции в значительных объемах издавались книги и альбомы, приложения к журналам «Нива», «Родина» с образцами деревянной резьбы, что в значительной степени вело к смешению стилей, унификации резного декора и заимствованиям. Так, один из самых известных образцов наличника в Рязани выполнен по рисункам И. Ропета. Во многом мотивы этого архитектора узнаваемы в наличниках одного из домов в деревне Смолёво Московской области. И таких примеров немало.
Иван Хафизов о влиянии традиций Тулы, Твери и Владимира на наличники Мещёрского края
К западу от Москвы после прихода войск Наполеона нет деревянных домов старше 200 лет. И фашисты неплохо там покуролесили, поэтому старой резьбы в этом направлении практически не осталось, все обгорело. В Великую отечественную от немцев пострадало и южное Подмосковье, и в меньшей степени северное.
Востоку больше повезло, и Егорьевск сохранился. Может быть, то, что там столько резьбы, связано со староверами? Понятно, что старообрядцы в принципе берегут традиции, и резьба попала в их число. Прямой связи никто не доказал, но факт остается фактом: Брянская и Нижегородская области, Томск, Тюмень, Мещёрский край, - с одной стороны, все эти места плотно связаны со староверами, а с другой всё это - самое резное.
Егорьевск мне нравится тем, что отличается от других городов Подмосковья индивидуальностью, он не похож на них. Подмосковье разорванное, регион очень большой. Есть, в нем, конечно, другие «непохожие» места, например Талдомский район, где сильно ощущается влияние Тверской области. А Егорьевск я люблю, потому что он самый яркий. В Воскресенске ничего нет, в Бронницах мало чего осталось, только в Коломне еще кое-что сохранилось. И в Кашире есть резьба, но в Егорьевске - интереснее.
Влияние Тулы
Как ни странно, в Мещёре чаще всего встречается влияние Тулы. Вот, например, посмотрим на 30-й дом в Старом Спасе. Наличник с разорванным фронтоном, форма очелья - со скатами, а в середине как будто верх колонны - пилястра. Регион и город, в котором такого вида наличников больше всего - это Тула.
Конечно, мастер, который делал наличник, в Туле мог и не бывать. Он мог скопировать их, увидев в Москве или в Питере, где таких каменных наличников - сколько угодно. Тем не менее, через сам мотив и форму здесь есть явная связь с Тулой. Витые колонки, которые мы видим на боковинах, в Туле тоже встречаются. Хотя не сказать, чтобы их там было много.
Еще один очень похожий пример - дом в центре Спас-Клепиков. Здесь на очелье мы видим три пилястры колонн, каждая из которых чуть расходится кверху. Как раз два этих типа наличников и являются самыми популярными в Туле. С разорванным фронтоном, как в Старом Спасе, и с тремя колоннами, как в Спас-Клепиках. Причем там мы видим, что буквально на соседней улице эта тема повторяется на кирпичном доме, что называется «в камне».
Влияние Твери
В Заволенье обращают на себя внимание наличники со встречными волютами - такие там «барашки» наверху.
Парадокс - точно такие же наличники я фотографировал в Кашине Тверской области. Там их несколько десятков, и выполнены они - один в один. Значит, есть связь.
Есть и поближе город, в котором встречаются подобные наличники со встречными волютами на очельях. Это Киржач Владимирской области. Но они там другие, и резьба там отличается. Тот же элемент, но выполнен иначе.
Влияние Владимира
В Заволенье встречаются наличники, которые я для себя называю «Д-образные». Такой похожий на букву Д верх наличников широко распространен во Владимире и Владимирской области. Там он встречается и на купеческих домах, причем богато орнаментированных. Скорее, крестьяне повторяли оформление таких домов, а не наоборот.
В деревне Смолево тоже немало похожих наличников. Самые интересные - на белом оштукатуренном доме, там мы видим коричневые многоступенчатые Д-образные наличники. В деревне Бутово тоже есть два таких наличника. Они явно владимирские, там таких было немало.
Наличник из журнала «Мотивы русской архитектуры»
В Заволенье мы встречаем еще один тип наличников, который очень мне нравится: наверху треугольник, накрытый аркой. Они же есть и в деревнях Смолево, Давыдово. Такой наличник вообще нигде больше не встречается, кроме востока Подмосковья. Я его впервые встретил в Егорьевске - там, по-моему, два или три таких дома.
История довольно-таки интересная. Этот наличник был напечатан в приложении к журналу «Мотивы русской архитектуры». По-моему, его автором был архитектор Иван Ропет. Вообще-то его фамилия была Петров, но он взял себе псевдоним, переставив те же буквы в другом порядке, на немецкий лад. Не знаю, зачем, может, так больше заказов поступало? Это, конечно, парадокс, потому что Иван Павлович Ропет - основоположник русского стиля в архитектуре, так называемого la russe.
Довольно интересно, что обычно напечатанное в журнале распространяется по всей стране. В Красноярске, в Орле, в Туле - везде можно встретить наличники, изображения которых публиковали в журналах в другое время. А этот, несмотря на публикацию, встречается только на востоке Подмосковья.
Деревянные ламбрекены
Крестьяне везде старались подражать красоте и богатству убранства купеческих домов, которые украшали в барочном стиле и в стиле ампир, он тоже был популярен в XIX веке. Есть немало каменных домов, украшенных каменными ламбрекенами, так что понятно, откуда взялись деревянные.
Ампирные наличники с вырезанными из дерева драпировками и кистями на шнурах встречаются повсеместно: и на снимках проекта «Лица улицы» в Мстёре, и в Томске, и в Иркутской, и в Брянской областях. Как правило, это разного вида ламбрекены, подвязанные наверх.
Надо понимать, что мастера, которые резали наличники, смотрели на купеческие дома и на церковные киоты. Один и тот же резчик мог делать иконостас, раму для зеркала и наличники. А традиции украшения иконостасов и зеркал у нас европейские. В истории архитектуры это довольно подробно расписано.
Трехарочные наличники
Трехарочные наличники - еще одна местная особенность. Из снятых для этого проекта такой можно видеть в деревне Смолево - белый с коричневым.
У него есть вариация, снятая в той же деревне, где средняя арка похожа на перевернутый киль. В Смолево снят и третий его вариант - расписной, и очень красивый: зеленый с синим и белым. На съемке, сделанной в Меленках Владимирской области такие три арки тоже встречаются.
Про эту местную особенность рассказывают, что якобы это символ Троицы. Нельзя исключать, что кто-то из резчиков имел это в виду. С другой стороны, могла повлиять очень старая, еще языческая традиция делать три солнышка: восходящее, зенитное и заходящее. Этот мотив встречается и на люльках, и на прялках: полу-солнце, солнце, и опять полу-солнце. Может быть, в таких наличниках эта традиция была переиначена. При этом надо понимать, что наличники в Смолево создавались в начале и середине XX века, когда уже вряд ли кто-то из резчиков осознавал, что это языческие солнца.
У таких трехтактных наличников в Куровском есть интересная особенность. В средней части у них крепится голубь, вертикально направленный вверх - как символ Святого духа в церковной росписи и утвари. В храмах его обычно изображают над Царскими вратами.
Утки, зайцы и охотники
В Тереньково есть характерный наличник с вырезанными утками.
Редко, но встречается его разновидность, на которой вместо птиц - два зайца. Чаще всего это охотничья история - не знаю, на удачу ли, или просто для красоты.
Такие наличники - пропильные, это XX век. Лобзики широко распространились и стали популярны в конце XIX века, в 1880-х годах. Восточное Подмосковье активно застраивалось на рубеже XIX и ХХ веков. Вдоль Егорьевского шоссе строили много в 1920-е годы, то есть уже при советской власти.
И с тех пор несильно поменялось отношение к резьбе, к украшению дома. Думаю, оно было простое, тут не надо глубоко копать. На соседних домах могли быть наличники, родом из Тулы, и из издания «Мотивы русской архитектуры». Рисунок, орнамент брали отовсюду, даже с бумажных оберток мыла конца XIX века. Тех же уток мог вырезать отец сыну или сосед соседу. Думаю, это делалось не с охранительным посылом или на удачу, а скорее так: «Ты же охотник, давай тебе уток на окне сделаем?» «Ну, давай!»
А вообще животные в резьбе наличников встречаются довольно редко. Один-два таких дома на сотню, а иногда и меньше. На первом месте среди живых существ в наличниках птицы - уточки, голуби и двуглавые орлы. Их изображают чаще всего.
Зайцы еще встречаются в Тверской области, но это все - единичные истории. Собака была, кажется, в Скопине Рязанской области. Там два наличника: на одном сверху слева - собака, справа - утка. А на другом сверху слева - лисица, а справа - охотник с ружьем.
Приложение 1
Иван Хафизов о наличниках с именем хозяина или мастера
Крайне редко, но все же встречаются примеры индивидуальных, авторских наличников, на которых обычно вырезаны имена или инициалы резчика или хозяина дома. К сожалению, в Мещёре я таких не знаю.
В Ивановской области есть дом Льва Михайловича Лебедева. У него сверху, прямо на фронтоне дома, изображены лев, медведь и между ними большой лебедь. Он резал их в конце 1980-х годах. Я был у него года три назад, тогда Льву Михайловичу было лет 70. У него там и солдаты изображены в петровской форме - прекрасный резчик, интересный человек.
Также в Нерехте Костромской области есть наличник конца XIX века, на котором вензелем три буквы хозяина - имя, фамилия, отчество. В Ярославской области есть три наличника, на одном вырезано имя, на другом - отчество, и на третьем - фамилия. В Нижегородской и Ивановской областях есть традиция вырезать имя мастера. Это делают на длинной доске, которая над всеми окнами идет по фронтону дома. В костромском музее стоит такой дом, там на этой доске вырезано «Емельян Павлович Зиринов».
В Юрьеве-Польском ставят три буквы инициалов, причем это уже 1950-е годы. Довольно много сохранилось таких домов, им по 70 лет всего. Идешь по улице: ЕМС, КМЛ, АМО.
Приложение 2
Иван Хафизов о смволическом значении фигур на наличниках
До сих пор мне не встретился дневник резчика, в котором говорилось бы, что он резал круг и имел в виду солнце. Так что я не могу кружочек с лучиками атрибутировать, как солярный знак.
Понимаете, мы видим пятиконечную звезду и атрибутируем ее как геометрическую фигуру «звезда». Можем ли мы атрибутировать ее как символ советского государства? Да, когда год постройки дома - 1918, и известно, что резчик был молодой человек, симпатизировавший советской власти. Потому что пяти-, шести-, семи и восьмилучевые звезды есть и в резьбе XIX века, которая ничего общего с СССР не имеет. Смысловая нагрузка зависит от того, что мы знаем о резчике.
Видим круглую фигуру - классифицируем ее, как розетку. А имелось ли в виду, что это солярный знак, или нет - мы не можем знать. Информации от резчиков нет, я не видел ни одного дневника воспоминаний. Все описания, утверждающие, что символика в изображениях на наличниках присутствует, относятся в 1980-м годам, когда резчиков уже не было в живых.
И возникает такая ошибка атрибуции, когда мы смотрим на наличник современными глазами и присваиваем ему свои ассоциации. Что совсем неправильно. Мы видим фигуру - завитки, но можно ли утверждать, что это волны? Даже когда мы говорим - встречные волюты, мы имеем в виду капитель античной колонны. И при этом не знаем, что именно имел в виду резчик. Так что для узнавания и запоминания, наверное, правильнее говорить «встречные завитки».
За все время, которое я увлечен этой темой, я пытался найти, что есть общего во всех наличниках. И пришел к выводу, что общим местом не является даже вертикальная симметрия - это когда левая часть зеркально равна правой. Потому что есть асимметричные наличники. Например, когда на очелье изображена русалка, и голова у нее с одной стороны, а хвост с другой.
Также общим местом не является и отсутствие или наличие смысловой нагрузки. Когда-то наличники делались, как оберег и защита пространства дома, а когда-то просто ради красоты. Я общался с резчиком, которым было сделано три тысячи наличников, - и с его слов - безо всякой смысловой нагрузки. Резчик украшал ими разные дома.
Приложение 3
Иван Хафизов о типологии наличников
Типология - это самообман, нужный нам, чтобы объять необъятное. По большому счету она нам ничего не дает. Хорошо понимать, что где встречается, но по большому счету резчики преобразовывали эту традицию из украшения каменных или кирпичных домов и церквей. Через деревянную резьбу эта традиция перешла на деревянные дома. Но едва ли не единственный вывод, который на основе типологий можно сделать - это что резчики одних деревень чаще бывали в городах, и там резьба богаче. А из других деревень, Пермской, например, области, ездили реже, и там резьба победнее.
В целом это история про то, что люди богатели, и хотели так друг перед другом шикануть. Наличников нет в тех городах и селах, где люди не богатели в конце XIX - начале XX века. Где не развивалась промышленность и торговля. А там, где появлялись деньги, их хотели показать. Появлялась резьба. Более тонкие выводы я бы пока делать поостерегся.
Ильинский погост, 2022-2023
Елена Сидоркина, Олег Матвеев