НОВОСТИ

Выставка скульптора Михаила Плохоцкого «Дать месту голос»

C 15 по 29 октября в московском пространстве «Фабрика» прошла выставка московского скульптора, резидента творческой усадьбы «Гуслица», Михаила Плохоцкого «Дать месту голос». Ее вполне можно считать идеологическим высказыванием: пространственно-аудио-визуальной метафорой деколонизационного поворота, относительно нового движения в критической мысли, ключевым представителем которой на постсоветском пространстве является Мадина Тлостанова.


Важным пунктом деколонизационного поворота является реабилитация места которому, как отмечает Тлостанова, «соответствует особый модус пограничного мышления, который становится интертекстуально обусловленной дискурсивной практикой, а не самостоятельным дистанцированным от жизни и мира утверждением автономности мыслящего субъекта. Отсюда и формулировка Вальтера Миньоло: «Я там, откуда я мыслю». Проект Плохоцкого вполне выразительно иллюстрирует эту культурологему.

Выставка на Фабрике представляла композицию ржавых параллелепипедных труб соразмерных или даже превышающих размер человеческого тела. Из этих ржавых жестяных вытянутых параллелелепидов, странных и в то же время банальных (сколько таких видят жители мегаполиса и даже не замечают!) доносились аудиозвуки относящихся к различным событиям проходивших в Гуслице.


О Гуслице стоит сказать отдельно – это бывшая фабрика в 15 километрах от подмосковного Егорьевска, которая около десяти лет назад по инициативе частных владельцев Ирины и Михаила была переделана в арт-кластер, в который хозяева приглашали кураторов чтобы вдохнуть в него жизнь.

Первым был Тимофей Караффа-Корбут, позже при моем скромном участии (2013-2016) и других кураторов, в том числе автора этой заметки и самого Михаила Плохоцкого, предпринимались сначала робкие, но потом все более уверенные и уверенные попытки создать лабораторию децентрализованной модели современного искусства.

Этот проект претендовал на социальную и культурную актуальность. У нас в стране очевидна проблема избыточной централизации, завязанности на культурные центры, что как бы отнимает у локальных сообществ право на голос. Согласно деколониальному перевороту, это является признаком колониальности знания, когда все локальное «загоняется» под историческую европоцентричную логику. Проект Михаила Плохоцкого как бы символически возвращает этот голос месту.


Кроме того, эта выставка в известном смысле – попытка подведения итогов гусличного проекта. В период с 2013-2015 (два медийно заметных проекта в рамках Московского бьеналле) и позже Михаил Плохоцкий был одним из кураторов горизонтального биеннального проекта посвященного деколонизации.


Попадающий на Фабрику, где прошла эта выставка, оказывался в ржавеющем супрематическом лунопарке, где каждая точка пространства имела свой звук. Иногда это было красивое женским пением переходящим в эмоциональные бесструктурные звуки (аудио предоставлено "Шумами России"), то природными звуками, например дождем.

Была аудиоточка, где можно было послушать лекцию Мадины Тлостановой, где она рассказывала о противопоставлении деколониального поворота мейнстриму современной западной мысли, не смотря на то, что публике это не очень понятно и она шумит и задает нелепые вопросы.


Также можно было услышать запись спонтанного концерта Панк-Фракции Красных Бригад на крыше одного из ангаров Гуслицы. Примеры других аудио: саундтрек к фильму Ефремов Владимира Дубоссарского и интервью егорьевских художников (например Бориса Борисова) из окрестностей Гуслицы.


Фото: Михаил Плохоцкий, Ольга Божко.

Ссылка на источник статьи https://art4ru.livejournal.com/413621.html
2019-11-19 18:49