Открытие проекта «Гуслица: Дом культуры». Сентябрь 2013

Открытие проекта «Гуслица: Дом культуры». Сентябрь 2013

Открытие проекта «Гуслица: Дом культуры»

13 сентября стартует проект «Гуслица: Дом культуры». Открытие будет трехдневным: с 13 по 15 сентября.


Дом Культуры – это сообщество взращивания. Действительно, слово культура происходит от латинского слова cultura (образование, развитие, взращивание). В Доме Культуры художники объединятся со средой: бывшей ткацкой фабрикой, ныне арт-резиденцией с выставочными залами, близлежащей старообрядческой общиной и учреждениями образования и культуры Егорьевска, Коломны и других окружающих райцентров Подмосковья. Таким образом, этот проект начинает открытый диалог между городом и провинцией.

Предполагается создать новую среду, направленную на оптимизацию культурного ландшафта, опираясь на традиции русского возрождения конца семнадцатого века. В современности Возрождение невозможно без взращивания экологического сознания. «Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты». (Пришвин М. М.)

Проект реализуется в форме игрового процесса с включением и художников и резидентов и зрителей. Созданная коммуникационная среда актуализирует локальный контекст и в то же время является самостоятельным произведением искусства.Особое внимание уделяется документации и работе с интернетом.

С одной стороны художники, приехавшие работать в арт-резиденцию, погружаются в локальный контекст. С другой стороны, среда будет давать ответы, в том числе и неожиданные. Но в процессе диалога, игры, это будет оформляться в сюжеты, которые зафиксируются в художественных проектах и таким образом мифологизируются.

Проект Дом Культуры нацелен на создание Полезного Искусства, и взаимодействие культуры и природы, так как Культура — это способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, который выражен в продуктах материального и духовного творчества.

Среди основных целей проекта: показать провинции столичное и международное современное искусство, наладить равноправное взаимодействие, а также продемонстрировать инновационный подход работы с традицией.



«Дом Культуры» — практически безбюджетный проект. Единственные средства которые удалось заполучить — 50 тыс. руб, которые Иосиф Бакштейн выделил из личных средств, узнав как идут дела. Эти деньги потрачены на материалы, из которых художники делают работы непосредственно на месте. В рамках проекта было решено отказаться от института кураторства. В качестве куратора выступает художественный совет, в который входят Владимир Дубосарский, Тимофей Караффа-Корбут, Ден Крючков, Андрей Митенев и Антон Николаев (секретарь).


Секретарь худсовета «Дома культуры» Антон Николаев. Рисунок Алексей Каллима.

Секретарь худсовета «Дома культуры» Антон Николаев. Рисунок Алексея Каллима.

«Действительно, мы решили отказаться от института кураторства, — поясняет Антон Николаев, секретарь худсовета. — Вместо него действует художественный совет. Если посмотреть этимологию слова куратор, то это надсмотрщик. Он предполагает наличие каких-то вертикальных отношений между художником и каким-то условным начальником. Мне кажется, это совершенно антисоциальный буржуазный иерархический подход. Мы решили сдвинуться в сторону самоуправления, в сторону художественных советов, где группа художников заменяет собой куратора. Это более демократичный и менее диктаторский механизм, чем когда какой-то человек диктует волю другим».

Почему Дом культуры? «Это не просто риторика ради риторики, — продолжает Антон Николаев. — Советский дискурс это единственный сохранившийся в нашей стране язык, понятный всем, который может связать между собой центр и провинцию, которые уже дико расходятся. Москва это по сути европейский город, кусок чужой страны в России. То есть вопрос коммуникации в отношениях между центром и провинцией является важнейшим. Во-первых, провинция не может пробиться к центру, она обрезана. Во-вторых, центр навязывает провинции какую-то культурную программу, но даже не пытается услышать ее голос. У меня нет иллюзий относительно того, что мы дадим голос провинции за месяц выставки. Вместе с тем в рамках проекта проводится исследовательская деятельность, включающая в себя многочисленные интервью с егорьевскими художниками. В этих интервью они отвечают на вопрос, что из себя представляет их сообщество. Также мы решили сделать упор на советские жанры, на соц реализм и на реализм. Это академические жанры, они воспроизводят себя в провинции. Этот проект как раз интересен тем, что мы видим, что существует некая визуальная культура, которая воспроизводит себя в условиях провинции и это необязательно кич. Вместе с тем в Егорьевске есть замечательные художники, выходцы из «белютинской» студии, которые также будут представлены на этой выставке. Это к вопросу о работе со средой. Если же говорить о Москве, то мне бы хотелось, чтобы на этой выставке Москва была пущена только на какие-то автономные территории. По сути здесь будет несколько кураторских проектов. Дом культуры это такая точка, где встречается столичное и провинциальное искусство, этим проект и интересен».

Kuznetsov_Egorievsk Timakov_Egorievsk Timakov_Egorievsk2
Владимир Кузнецов, Егорьевск Николай Тимаков, Егорьевск Николай Тимаков, Егорьевск

Особое внимание в нашем проекте уделяется документации и работе с интернетом. Мы ведем страничку на Фейсбуке, где документируется быт и творческая жизнь Дома культуры, исследовательская деятельность, включающая в себя интервью с художниками и многие другие моменты: www.facebook.com/GuslitsaBiennale

dk_guslitsa

admin administrator