Встреча художников и арт-менеджеров в «Гуслице». Октябрь 2013 года

Встреча художников и арт-менеджеров в «Гуслице». Октябрь 2013 года

22 октября в творческой усадьбе «Гуслица», расположенной в поселке в Ильинский Погост Орехово-Зуевского района Московской области, прошла встреча российских и зарубежных художников и арт-менеджеров, посвящённая взаимодействию общества и частных культурных центров. Тема обсуждений: «Как выжить частному российскому культурному центру в современном мире?»


В индустриальную эпоху было актуально призывать к объединению пролетариата. В постиндустриальную объединяться стали художники. Хотя, впрочем, бывало, что они объединялись и раньше. Кто-то преследовал творческие цели и создавал группы, исповедовавшие сходный подход в искусстве, а кто-то цели число утилитарные, ибо художникам, особенно молодым, редко бывает тепло и сытно, а вместе творческим людям выживать, конечно, всегда было легче. Тем более, что художникам, в отличие от обычных людей нужна не только крыша над головой, но и мастерские с выставочными помещениями.

Собравшая гостей в арт-резиденции «Гуслица» при поддержке Голландского Культурного центра по международному сотрудничеству (DutchCulturalCenterforInternationalCooperation) и Международной организации «TransArtists» гостеприимная хозяйка Ирина Николаева поставила перед участниками встречи из Голландии, США и России главный вопрос повестки дня – как выжить частному российскому культурному центру в современном мире? Выжить, не потеряв лицо, свой особый дух, свою творческую некоммерческую атмосферу…

В выступлениях российских и зарубежных экспертов, не было дано единого универсального рецепта, но прозвучала одна важная мысль. Художники, объединяющиеся чтобы творить, не должны просить деньги только за то, что они художники. Сообщество людей искусства, будь то живописцы, танцоры, музыканты или актёры —  должно прежде всего думать об искусстве и о том, что и в какой форме это искусство может дать  окружающим людям. А любая арт-резиденция, как показывает опыт наших голландских коллег, может дать местному сообществу немало. Выставки, учебные студии для взрослых и детей, музыкальные вечера, фольклорные праздники, перформансы, спектакли, кинофестивали и публичные лекции. Всё это так или иначе, наряду с решением чисто творческих задач,  составляет повседневную жизнь европейских арт-резиденций и обеспечивает поддержку со стороны бизнес-сообщества и муниципалитетов.

В этой связи весьма показательной была история, случившаяся в Нидерландах и рассказанная директором проекта  «Мотел Спати», Клаудией Шутен. Несколько лет назад группа художников самовольно вселилась в большое пустующее из-за кризиса здание в пригороде голландского города Арнхем. Чуть раньше большая часть арендаторов дружно покинула этот небогатый, населённый в основном иммигрантами район города, посчитав его крайне неперспективным экономически.  В России в подобном случае к скваттерам приходит полиция. В гуманной Голландии пришли владельцы здания и представители муниципалитета. Осведомились о конечных целях акции. Начались долгие переговоры, в результате которых общине художников от владельцев здания был предложен договор бесплатной аренды на 4 года, а от городских властей – существенная материальная поддержка.  Художники же обязались своими силами создать на части захваченных площадей культурный центр, открытый для широкой публики. Владельцы (а им принадлежали и соседние пустующие здания) посчитали, что такое соседство позволит  быстрее привлечь новых арендаторов, уже, естественно, за деньги и в конечном счёте остаться в плюсе. А городские власти, обеспокоенные неблагополучной социальной ситуацией в данном пригороде, где проживали выходцы из 112 стран, увидели в новом культурном центре площадку для межэтнического культурного общения людей и способ занять в кружках подростков, слонявшихся по улицам без дела.

Мы живём не в Голландии и представители администрации Орехово-Зуевского района на территории которого расположен новый культурный центр за два с лишним года его существования не проявили к нему никакого интереса, не говоря уже о помощи. Досадно мало интереса проявляет и к культурному центру в Ильинском Погосте Министерство культуры Московской области. Отчасти очевидно потому, что сочетание «частный культурный проект» до сих пор не укладывается в систему, по которой работают чиновники от искусства, предпочитающие сотрудничать со «своими» людьми и структурами.

В той или иной степени проблемы взаимоотношения с властью и обществом существуют у всех российских арт-резиденций, а их насчитывается в нашей стране уже семь. Большинство из них находятся в крупных городах – Москве, Петербурге, Перми, Екатеринбурге. Расположенная в сельской местности, в 78 километров от Москвы «Гуслица» является пока, скорее, редким исключением.

Алексей Марков 


Комментарии участников встречи:

Клаудиа ШУТЕН, директор некоммерческого проекта «Мотел Спати», Нидерланды

Клаудиа ШУТЕН, директор некоммерческого проекта «Мотел Спати», Нидерланды

«Целью нашей деятельности мы считаем искусство. Мы работаем только ради искусства. Придерживаясь этого принципа, вы обязательно начнёте приносить пользу окружающему вас району, территории, местному сообществу людей».

Юрий КАРЯКИН, директор Ильинской средней школы, с. Ильинский Погост.

Юрий КАРЯКИН, директор Ильинской средней школы, с. Ильинский Погост

«Обучая детей в школе мы всегда в той или иной степени связаны государственным стандартом. Приводя же детей в культурный центр «Гуслица» мы даём им возможность видеть искусство, выходящее за рамки существующих образовательных программ, а главное – учим их мыслить креативно».

Дмитрий ЦВЕТКОВ, художник, г. Москва

Дмитрий ЦВЕТКОВ, художник, г. Москва

«Мы всё время слышим, что материальное первично, что, дескать, наладим экономику и начнём вкладывать деньги и силы в культуру. Это совершенно не так. Начинать надо именно с культуры, ибо без неё, чтобы мы не строили, ничего хорошего не получится».

admin administrator